Дискурс Травелога - Дискурс травелога как форма освоения мира Печать E-mail

Все страницы

К.С. Романова


ДИСКУРС ТРАВЕЛОГА КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА


Последнее время мало уделяется внимания географическому фактору в человеческой истории. Он существует, и никто его не отменял. Любая страна - это всегда единство народа, природы и культуры. 

 Как отмечал Д.С. Лихачев, природа для русских всегда была свободой, волей, привольем. Воля вольная - это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны как вздумается. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Например, «удаль» как храбрость в широком движении. Это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Да и в корне слова «подвиг» тоже «застряло» движение. «По – двиг», это то, что сделано движением, желание сдвинуть с места что-то неподвижное. Сильно велико воздействие русской равнины на характер русского человека.1 Не случайно российская культура подарила миру десятки выдающихся ученых – путешественников, открывших новые земли, географические факты и открытия, писателей – путешественников, оставивших замечательные книги о своих путешествиях, в которых ярко и образно описаны красоты природы посещаемых мест, а также обычаи и нравы людей там живущих.

Отношение природы и человека – это отношение двух культур, как плода исторического развития. Развитие человеческой культуры в историческом плане всегда совершается под воздействием природы, природа же может существовать и без воздействия человеческой культуры. У каждого народа свой союз с природой. Он объективируется в чертах характера людей, в их психологии, находит отражение в живописи, в архитектурных и садово-парковых ансамблях, которые со временем приобретают характер памятников строительства и искусства, и наполняются историческими ассоциациями.  

Национальные материально-вещественные среды (в первую очередь архитектура, и уникальные памятники и исторические святыни) в которой коренятся социальные смыслы, а также символические значения географических мест, где происходили те или иные исторические события, или возникали те или иные мифы, былины, придания, перерастают свое только национальное значение, и сегодня входят в сокровищницу мировой культуры, становясь объектом туризма. 

Это составляет символически – смысловой элемент путешествия, приобретая характер традиции. По мнению известного культурного антрополога Б. Малиновского, традиция является формой коллективной адаптации социальной общности к географической среде. Это своеобразный защитный слой культуры. Если традицию уничтожить, то культура погибнет. Когда люди путешествуя, знакомятся с культурой других стран, они начинают воспринимать другую культуру как освоенную ими ценность, и это не может не формировать толерантности по отношению к другим странам и проживающим там народам. 

Толковый словарь русского языка под редакцией Б.М. Волина и профессора Д.Н. Ушакова (Москва, 1938г) дает следующее определение:«Путешествие – поездка (реже - передвижение пешком) обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. Как правило, для научных наблюдений и их описания».

Особо знаменита литература путешествий 18 века, не только в России, но и в Европе. Путешествие в прошлые века в силу технических возможностей занимало огромное количество времени и жизни. Поэтому путешествие становилось социально значимым видом деятельности, получало организационную и финансовую поддержку различных социальных институтов и государства. Результатом таких путешествий могли быть налаженные торговые, культурные дипломатические и иные связи между странами, таким же путем шла и колонизация слаборазвитых стран. 

Во второй половине ХХ века в развитых капиталистических странах нашла широкое распространение социология досуга. Ее наиболее видные представители - Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье (Франция), Г. Виленский (США). Э. Шойх (ФРГ) и др. используют разные подходы и разрабатывают отдельные аспекты социологии досуга. Но главная идея, выдвинутая Ж. Дюмазедье и разделяемая другими исследователями, заключается в том, что ХХ век создал «индустрию досуга», специальную сферу производства и потребления особых интересов, целей, и услуг по их осуществлению. «Туризм в своем настоящем состоянии возник и оформился в конце Х1Х века , а истинное интенсивное развитие получил лишь во второй половине ХХ века, именно в век стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и получил громкий титул «феномена ХХ века».2 В настоящее время индустрия туризма входит в число трех крупнейших отраслей мировой экономики. По данным ВТО, к 2010 году количество туристских поездок достигнет 937 млн. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

Туризм от французского tour -прогулка. Вид спорта – путешествия, в которых развлечение и отдых соединяются с образовательными целями. Турист – человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности. 

Для существования туризма необходимо несколько условий. Прежде всего, со стороны принимающей страны возможность осуществить систему услуг, обеспечивающих, во-первых, безопасность жизнедеятельности туристов во всех ее проявлениях, а во-вторых, удовлетворение самых широких интересов по отношению развлечений и форм отдыха. Иными словами, определенное состояние «индустрии досуга» данной страны. Что касается лично туриста, то здесь необходимы как минимум два условия: наличие свободного времени и наличие достаточных денежных средств. То и другое являются признаком определенного материального состояния субъекта его определенной экономической свободы. 

По субъекту туризм можно классифицировать как индивидуальный, семейный, корпоративный. Индивидуальный туризм характеризуется, прежде всего, индивидуальными потребностями клиента. Они определяются социальными, культурными и личностными факторами. К социальным факторам относятся: географическое место жительство (регион, тип поселения), образ жизни и стандарт качества жизни. Факторы культуры определяют систему ценностей и ценностных ориентаций, в том числе культуру потребления и выбор культурных предпочтений. К личностным факторам относятся социальный статус личности и система ее социальных ролей (пол, возраст, образование, профессия, доход, семейное положение) психологический тип личности, ее установки. 

Семейный туризм связан не только с целью отдыха, лечебно-оздоровительными и рекреационными целями, но и как культурно-познавательное освоение мира, знакомство детей с историей и ее памятниками во всех ее проявлениях во времени и пространстве, носит, как правило, сезонный характер. Субъектом этого вида туризма является семья, в разных формах ее существования и имеет специфические особенности по потребностям и их обслуживанию, в зависимости от количества и возраста детей.  

Субъектом корпоративного туризма обычно является команда (группа) людей, объединенных одним интересом и целью. По содержанию этот вид туризма можно назвать деловым. Деловой туризм охватывает практически все сферы жизни общества: коммерцию, политику, промышленное производство, образование, науку и др. Деловой туризм можно определить как поездки с целью участия в съездах, конгрессах, конференциях, форумах, семинарах, ярмарках, выставках, а также с целью проведения переговоров и заключения контрактов. Деловой туризм – это индустрия, которая включает в себя целый комплекс предприятий и организаций, прямо или косвенно в ней задействованных. Сюда относятся гостиницы, выставочные и конгресс - центры, авиакомпании, туристические агентства и т.д. Существование делового туризма в современном его понимании возможно только при постоянном взаимодействии его элементов и связанных с ним отраслей. 

Деловая поездка не ограничивается только деловой составляющей – посещением конгрессов, выставок, конференций, так как она включает множество других видов туристской деятельности. В качестве примера можно привести культурно-познавательные программы (экскурсии, посещение музеев, достопримечательностей, памятных мест и др.), посещение деловыми туристами развлекательных заведений, оздоровительных и спортивных центров. Таким образом, туристские практики вовлекают человека в ее разнообразные аспекты и обосновываются различными дискурсами.3 В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость рекреационной и развивающей функций деловой поездки, которые становится неотделимым от представления о путешествии и знакомства с новым миром.

Туризм, кроме описанного делового, по значению и содержанию, можно классифицировать еще как: оздоровительный, спортивно-экстремальный (горный, водный, подводный и др.), культурно-познавательный (событийный, этнический), паломнический (ритуальный), шоппинговый, виртуальный.

Активный туризм - это самое надежное и доступное средство физического самосохранения, закалки организма и оздоровления в любом возрасте. Оздоровительный туризм в виде походов выходного дня, многодневных путешествий пешеходных, лыжных, водных, горных, конных, автомобильных вырабатывает устойчивое психическое и эмоциональное состояние к окружающей среде. Воздействие факторов физической и природной терапии укрепляют здоровье человека, закаляют организм, развивают физические и психологические качества индивида. Это самый демократичный и доступный вид отдыха. Но оздоровительный аспект отдыха ныне входит в индустрию туризма и предлагается в качестве набора медицинских, косметических услуг на всех курортах мира. Есть специальные оздоровительные туристические зоны, где на первом месте стоят лечебные услуги, а отдых играет вторичную роль. Здесь удовлетворяются определенные витальные интересы индивидов и требуют они иных экономических затрат, то есть такие виды услуг рассчитаны на состоятельных клиентов.

Культурно-познавательный туризм как цель является объектом интереса также определенной группы индивидов. К этому типу туризма можно отнести событийный туризм и этнический. Событийный туризм связан, как правило, с каким-то событием в какой-то стране: национальными праздниками, традициями, обрядами – праздники Нового урожая, карнавалы, спортивные события типа Олимпиад, мировых первенств и т.д. Субъектами данного вида туризма являются любители продукта (пива, вина, и других продуктов урожая), болельщики, фанаты определенных команд и «продвинутые» личности, которые хотят быть очевидцами мировых событий и их участниками.

Этнический туризм – который отражает познание особого уникального. образа жизни и самобытную культуру. Примером этнического туризма можно считать участников теле-шоу «Последний герой», которые в чужой стране на необитаемом острове жили достаточно длительное время. Любопытным примером этнического туризма является отправка несовершеннолетних правонарушителей из Федеративной Республики Германии для наказания и исправления на временное поселение в сибирскую деревню России, где жизнь проходит в трудных природных условиях, с рубкой дров, топкой печи, отсутствием жилищно-коммунальных удобств, которая практикуется уже третий год и вызывает положительные отклики как у бывших правонарушителей, так и их родителей. 

Паломничество - один из самых древних видов путешествия, связанный с освоением символических святых мест, имеющих культовое значение. Паломничество – как указывается в уже обозначенном Толковом словаре русского языка - это хождение или странствование паломника, или путешествие куда-нибудь многочисленных толп почитателей, поклонников кого-чего-нибудь. Паломник - употребляется в нескольких значениях. Первое значение – богомолец, странствующий по так называемым святым местам (произошло от обычая привозить из Иерусалима пальмовую ветвь). Наиболее сложившимся культовым видом паломничества является мусульманский хадж в Мекку и Медину, который жестко регламентируется по одежде, поведению, обряду, молитвам, приношениям и т.д. Это обусловлено тем, что ислам предписывает обязательность паломничество для верующих в течение жизни. В паломнической практике буддизма или христианства большее значение имеет не поведенческий ритуальный аспект, а именно культовая значимость святых мест и наличие тех культовых артефактов, которые вызывают религиозное поклонение. Современные технологии, материализованные в различных транспортных средствах, изменили форму паломничества. На смену одинокому пешему путешественнику пришли десанты автобусных, пароходных, самолетных паломников, совершающих свои путешествия во много раз быстрее, чем их предшественники.4  

Другое (переносное) значение понятия «паломник» – тот, кто приходит, преимущественно в массе для посещения каких-нибудь, достопримечательных мест или людей, имеющих историческое или культурное значение. Нерелигиозные паломнические путешествия стали обрастать «ритуальными» чертами. Посещение могил «кумиров» связано с оставлением на его могиле каких - то личных вещей «в подарок», зажигание свечей и др. Посещение исторических усадьб-музеев, например, Чайковского или Л. Толстого предполагает возможность оставить запись в гостевой книге, о впечатлениях своего пребывания там. Паломничество выступает связующим звеном между обществом и властью на основе общих ценностей. Власть идеологизирует и культивирует определенные исторические и культурные ценности, формируя из них предмет паломничества. Однако при этом паломничество является вариантом духовного поиска и средством проявления духовной свободы индивида. Он может разделять в этом вопросе идеологию ценностного отношения власти, а может ее игнорировать.  

Шоппинг можно рассматривать как цель туризма и шоппинг как составляющий элемент туризма. В первом случае, туризм как шоппинг активно развивался и использовался в России в начале перестройки. Масса людей, потерявших работу, но горевших желанием разбогатеть, под влиянием лозунгов той поры, используя инфраструктуры туризма, превратились в так называемых «челноков». Именно они насытили товарами первый, еще стихийный рынок страны, предопределяя в последующем становление устойчивых экономических связей. В этом смысле шоппинговый туризм был историческим повторением торгового освоения мира, который осуществлялся купцами-путешественниками еще с периода древнего мира. 

Во втором случае, шоппинг как процесс покупки сувениров, подарков, этнических особенных вещей облегчает идентификацию со страной пребывания, вызывает ощущение успеха, приносит удовольствие праздничного потребления, удовлетворяет эмоциональный голод. «С разрушением традиционных социальных связей жизнь утрачивает прежний смысл. И чуть ли не единственный смысл обнаруживается в том рассогласовании между наличным и возможным, которое с готовностью предоставляет шоппинг…»5 Шоппинг ограничен лишь средствами потребителя.

Виртуальный туризм корнями уходит в то далекое прошлое, когда путешествие было профессиональным делом отдельных людей, а описание его находило отражение в рисунках, картах, книгах, позднее фотографиях, фильмах. Любой человек ознакомившись с рисунками, фотографиями, книгами мог получить определенную информацию через мировосприятие автора о том или ином месте его пребывания, которая, в свою очередь, расширяла его мировоззрение. В настоящее время электронные СМИ и связанные с ними новейшие компьютерные и информационные технологии могут быть использованы даже в системе «on line» и дают богатейшую информацию в различных специальных передачах о путешествиях, о мире животных, о зоопарках и других заповедных зон, создавая иллюзию личного присутствия. Эти специальные передачи выполняют ряд социальных функций. Прежде всего, это компенсаторная функция, связанная с удовлетворением определенного интереса к той или иной части света, стране, географическому пространству, которую физически посетить в данное время невозможно по каким то причинам. Далее, это познавательная функция, несущая определенную научную, культурную, эстетическую, эмоциональную информацию. И, наконец, рекламная функция, которая пробуждает тот или иной интерес и желание посетить это место реально. Надо отметить, что подобного рода передачи пользуются большим спросом, имеют, так называемый высокий рейтинг, и оказывают влияние на формирование реальных туристских потоков.

В современных условиях, когда человек не только передвигается по земному шару, а в своих пространственных исследованиях проник в космос, «шагал» по Луне, фотографировал Марс и другие планеты, на смену определения «турист» приходит новое понятие «травелог». Произошло это понятие от английского «travel» - путешествие на транспорте, связанное с относительно большими территориальными перемещениями, и возможностью получения максимально большого количества туристских услуг. Есть и другое обозначение путешествия в английском - это «journey», связанное с дорогой. 

В развитых странах, где туризм является одной из основных статьей дохода, уровень его развития весьма высок. В рамках одного травелога можно приехать с группой коллег на конференцию, (деловой туризм); в свободное время пройти медицинское обследование в специальных клиниках и при необходимости, желания и экономических возможностей получить лечебные и оздоровительные процедуры (термальные ванны или массаж), участвовать в определенном событии (например, встрече Нового года по восточному календарю), осуществить паломничество в Буддийский храм, съездить на морскую рыбалку, посетить специальные заповедные парковые зоны, различные музеи и совершить шоппинг. Такое комплексное и разнообразное взаимодействие человека с другой культурой не может не оказать сильнейшего влияния на его тело и душу, расширив его мироощущение, мировосприятие и представления о мире в котором он живет.  

В настоящее время туризм представляет собой многостороннее явление, становится объектом изучения многих наук: экономики, менеджмента, социологии, психологии, истории, культурологии. Понятно, что каждая из обозначенных научных дисциплин имеет свою методологию, свою специфику. Для того чтобы полно, объемно, и системно описать обозначенный объект необходимо обратиться к дискурсу травелога, который сегодня представляет в высшую форму практического освоения и описания взаимодействия человека и географической среды во всех его многообразиях.



1 Лихачев Д.С. Заметки о русском // Новый мир №3 1980 год С.12 – 15. 
2 Биржаков М. Б. Введение в туризм //С пб.6 Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. с.192 
3 Рыбин С.А. Деловой туризм как феномен повседневных практик.//Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках // Материалы международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 2007. г. Екатеринбург. Т. 2. С. 501.  
4 Калужникова Е.А. Паломнический туризм как ритуал: аспекты изучения // Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России// Материалы международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 2005 год Т. 1. С. 509 –510.  
5 Красавин И.Т. Щавелев С. П. Анализ повседневности. М. 2004, С. 257


 





Здесь будет баннер
Международная Академиия Дискурс Исследований, 2009
620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 68 info@madipi.ru
Rambler's Top100 Разработка, создание и техническая поддержка сайта
admin@apin.ru ООО "Агентство Культурной Информации", 2009