Дискурс Травелога - Педагогическая травелогия: жизнь как образовательное путешествие Печать E-mail

Все страницы

А.И. Богатырев


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАВЕЛОГИЯ: ЖИЗНЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ


Педагогическая теория отстает от педагогической практики в исследовании образовательного путешествия. Эта антиномия объясняется теоретиком педагогики С.И. Гессеном следующим образом: «Если педагогическая теория на высшей ступени нравственного образования по необходимости переходит в этику, поскольку речь идет об отвлеченных принципах образования, и в политику, поскольку речь идет о конкретных условиях осуществления, то на долю самой педагогики только и остается, очевидно, изложение конкретного пути развития определенной человеческой личности. Раз в самом понятии правила, которому должно следовать, чтобы достичь внутреннего самоопределения, заключается противоречие, то для конкретного изложения остается только повествование о том, как та или иная личность фактически достигла самоопределения. Но это и возможно сделать лишь в виде биографии, автобиографии или в художественной форме образовательного романа».

Если образование человека есть путешествие, то это есть духовное путешествие в мире человеческой культуры, в котором человек обретает свое творческое призвание, а его общение включает в себя прошлое, настоящее и будущее поколение творцов человеческой культуры. Любое явление культуры может стать событием в странствии человеческого духа. Образовательное путешествие как факт педагогической практики должно рассматриваться в теории педагогической травелогии.

Теория педагогической травелогии разрабабывется на основе философской антропологии в широком смысле как философского учения о природе (сущности) человека. Синтез теории и практики педагогической травелогии можно проследить в творчестве педагога русского зарубежья С.И. Гессена. В истории развития антропологических взглядов С.И. Гессена выделяются два этапа: 1 – понимание человека как культурного существа (традиция Канта); 2 – понимание целостного существа (традиция Платона, Вл. Соловьева). В соответствии с этим можно говорить о двух моделях педагогической травелогии, которые можно выявить и развить в учении этого теоретика педагогики.

Модель педагогической травелогии на основе традиции Канта представлена С.И. Гесссеном в законченном виде в «Основах педагогики». Культура как система ценностей (аксиологический подход) есть деятельность личности по созданию ценностей (антропологический подход). Личность же рассматривается С.И. Гессеном на уровне педагогической теории (антиномия дисциплины - свободы), на уровне философской идеи (антиномия детерминизма – индетерминизма), на уровне конкретных педагогических систем (антиномия теории и практики).

Для определения цели, состава, ступеней педагогической травелогии С.И. Гессен исследует педагогическую антиномию дисциплины – свободы, которая отражает философскую антиномию необходимости – свободы в учениях детерминизма – индетерминизма. Индетерминизм отрицает законы природы, т.е. понимает свободу отрицательного как случай или произвол. Детерминизм отрицает свободу, так как признает влияние среды (законов общества). Решением антиномии является по С.И. Гессену не социологическое, не натуралистическое, а культурологическое понимание свободы: «Свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего…» Поэтому свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового, особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода». Точка зрения С.И. Гессена есть продолжение и развитие философской традиции в понимании свободы, начиная с Руссо («Свобода есть подчинение закону самим себе данному»), продолжая Кантом (понятие свободы как автономии) и его преемниками Фихте, Шеллингом, Гегелем, и завершая современником С.И. Гессена А. Бергсоном (свобода как длительность). С.И. Гессен дает свое понимание закона свободы «…закон свободы выражает не столько факт, сколько долженствование: не «Я свободен», а «Будь свободен» – его более точная формула».

Педагогическая травелогия в логике С.И. Гессена использует понятия свободы и личности как тождественные. Личность, или индивидуальность он отграничивает от темперамента: темперамент – природная характеристика человека, личность (индивидуальность, характер) – культурная характеристика человека. Понятие личности у С.И. Гессена – деятельностно-антропологическое: «…личность обретается только через работу над сверхличностными задачами, она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих задач культуры»; «подлинно индивидуальное есть прежде всего незаменимое, т.е. единственное в своем роде, не могущее стать меновой ценностью».

В структуре педагогической травелогии педагогическая антиномия национального – человеческого отражается в философской антиномии национализма – космополитизма и разрешается С.И. Гессеном через антиномию части-целого: «Понятая как предмет действия, а не как принцип познания и объяснения действительности наука кроет в себе человечество как высшее свое задание и оправдание. Ибо только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающий свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре, т.е. становится нацией». С.И. Гессен подчеркивает, что нация не социологическое, не натуралистическое (антропологическое), а культурно-историческое, ценностное понятие».

Логика рассмотрения понятий личности – общество в педагогической травелогии через антиномию натурализма (природа) – социологизма (общество) и ее разрешение в культурологизме (культура) является у С.И. Гессена основанием для анализа философско-педагогических антиномий в историческом аспекте: теория Руссо рассматривается С.И. Гессеном как натурализм, а теория Л.Н. Толстого – как социологизм.

Логический и исторический аспекты культурологического подхода к личности лежат в основе практического приложения С.И.Гессеном философского антропологизма к педагогической действительности – в его теории нравственного образования, составной частью которой является теория педагогической травелогии. Цель нравственного образования – развитие в человеке свободы. Состав нравственного образования – формирование личности в человеке, развитие его индивидуальности, т.е. С.И. Гессен не дает содержательного решения указанной проблемы. В основе основных ступеней образования у него лежит различие автономии, гетерономии и аномии, которым соответствуют понятия нравственности, права и природы.

Переосмысливая теорию С.И. Гессена, можно расширить роль образовательного путешествия, определив его место на разных ступенях образования.

На ступени аномии как первой ступени образовательного путешествия можно предположить наличие следующих черт: игра как характерная для детства деятельность; дисциплина как дисциплина силы, объективность должного; семья, детский сад как организационная форма воспитания. В конкретных педагогических системах С.И.Гессен выявляет педагогическую идею, а не рецепт. В работах Ф.В.А. Фребеля «Воспитание человека», «Детский сад» С.И. Гессен подчеркивает роль игры как основы целостности личности, но игнорирование ее психофизиологического момента; в работах же М. Монтессори он подчеркивает роль психобиологического взгляда на игру, но игнорирование целостной души ребенка. Преодоление крайности идеализма и натурализма С.И. Гессен видит в работах С.Г. Холла и Дж. Дьюи и выдвигает идею конкретного идеализма, «удовлетворяющего равно запросам философской идеи и требованиям знающего свои собственные пределы естествознания». Педагогическое осмысление образовательного путешествия на этой ступени образование является актуальной задачей педагогической травелогии.

Основные черты ступени гетерономии как второй ступени образовательного путешествия возможно могут включать в себя такие параметры, как: урок как переходная форма деятельности от игры к творчеству, авторитет как форма человеческих взаимоотношений, школа как организационная форма воспитания. Урок в теории трудовой школы С.И. Гессена характеризуется принципом целостности с двух сторон: урок как деятельность, как активность; урок как развитие личности. Этот вывод он делает из анализа трудов теоретиков трудовой школы: И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Н.И. Пирогова, П.П. Блонского. Авторитет в школе рассматривается С.И. Гессеном как правовая проблема, как переход от силы к разуму, что совпадает с точкой зрения Ф.В. Ферстера. Система единой школы как организационная форма гетерономии рассматривается как философское обоснование политики народного образования, начиная с Я.А. Коменского и завершая П. Наторпом. Образовательное путешествие на ступени общеобразовательной школы требует системного похода к соотношению школьного образования и образовательного путешествия в личностном развитии ученика и ученического сообщества.

Собственно педагогическая травелогия в концепции С.И. Гессена как третья ступень образовательного путешествия раскрывается через основные черты ступени автономии: творчество, свобода, жизнь. При исследовании этой ступени образования педагогика тесно связана с этикой и политикой. «Не случайно все великие теоретики педагогики – Платон, Локк, Руссо, Песталоцци, Фихте, вплоть даже до Л. Толстого – были вместе с тем и философами нравственности и политиками». Особое внимание при освещении этой проблемы С.И. Гессен уделяет Платону, так как по его оценке «Государство» Платона является одновременно и педагогическим трактатом и сочинением по этике и политике. «Иные, неизвестные Платону, проблемы открылись современному человечеству, но основная, единая проблема педагогики стоит перед нами все тою же, как ее впервые поставил в истории мысли Платон. И до сих пор метод, которым пользовался Платон в ее разрешении, остается образцовым методом педагогического исследования. Проблема образования личности, как тождественная в основе своей с проблемой культуры, и вытекающие отсюда единство педагогики, этики и политики; внутреннее единство индивида и общества и следующий отсюда социальный характер педагогики, для которой развитие и целостность личности совпадают с развитием и целостностью общества; наконец, диалектический метод решения педагогической проблемы, укореняющий весь процесс образования в бесконечной идее, которая просвечивает во всех предваряющих ее и устремленных к ней ступенях, и показывающий как отпад от животворящего высшего начала приводит к вырождению образования – все эти основные черты Платоновой педагогики делают ее необходимой составной частью всякой современной педагогической системы, желающей стоять не уровне философской мысли». Образовательное путешествие на этой ступени рассматривается как основной фактор обретения личностью своего призвания, но рассматривается абстрактно и требует конкретизации проблемы для личности на разных стадиях возрастного развития.

Если в основном тексте «Основ педагогики» антропологическая проблема С.И. Гессена тождественна культурологической, а именно – теории нравственного образования, то в «Заключении» происходит расширение содержания этой проблемы, выраженное в принципе конкретного индивидуализма, который можно рассматривать как вторую модель педагогической травелогии. С.И. Гессен выделяет уже четыре аспекта проблемы человека: 1– человек как единство психофизического организма; 2 – человек как природно-культурное единство; целостность которого включает в себя как природные (тело, душа), так и культурные (Дух) части; 3 – человек как единство личного и общественного; 4 – человек как единство жизни и смерти, как отрицание и утверждение культуры в творчестве. К сожалению, вторая модель педагогической травелогии является схематичной, не в полной мере теоретически обоснованной и практически подтвержденной.

И все-таки в «Основах педагогики» С.И. Гессен остается в рамках антропологии культуры и соответственно в рамках первой модели педагогической травелогии: 1. он критикует отвлеченный индивидуализм за неразличение между «духом» и «душой» или «между сверхиндивидуальными ценностями культуры и психофизическим организмом»; 2. он формулирует принцип конкретного индивидуализма, усматривающего существо индивидуальности в образующем ее сверхличном начале, видящего в личности и общественности не два враждебных, противостоящих друг другу начала, но две стороны или два момента единого целого.

В «Философии воспитания» четыре аспекта проблемы человека - содержательные основания педагогической теории, которые определяют материальную сторону образования, т.е. его форму. В «Основах педагогики» личность, свобода, дисциплина – формальные основания педагогической теории, которые определяют материальную сторону образования, т.е. его содержание.

Первая модель педагогической травелогии является частью теории нравственного образования С.И. Гессена. Он продолжает традицию Платона в педагогике: у Платона образование совпадает с жизнью, но сама жизнь представляется в виде непрерывной суровой школы. После Платона большин¬ство других авторов педагогических трактатов заканчивают теорию образования школьным возрастом. Элементы теории послешкольного образования представлены в размышлениях авторов, специально посвященных путешествиям. В трактате Локка о воспитании джентльмен заканчивает свое образование путешествием по Франции и Испании, следуя традициям английского образованного общества, и Локк раскрывает молодому юноше образовательную пользу путешествия. Руссо присоединяет к «Эмилю» особую главу «О путешествиях». Педагогические трактаты Локка и Руссо ставят проблему педагогической травелогии как образовательного путешествия, главы о путешествиях у Локка и Руссо заключают в себе теорию послешкольного образования, но оставляют разработку этой темы писателям-поэтам. 

Рассмотренное в педагогическом смысле путешествие имеет огромное значение для образования личности человека. Чтобы найти свое жизненное назначение, человеку необходимо столкнуться с дpyгими людьми, с другим укладом жизни.. Подлинное освоение родного языка, родной культуры, своей профессии возможно лишь через освоение чужого языка, чужой культуры, чужой профессией. Теория педагогической травелогии исходит из того, что образовательное значение путешествия должно быть связано с высшей ступенью обучения своей профессии, с определением своего призвания. Этот принцип лежит в основе европейского обычая странствия, обязательного для подмастерьев, желавших получить от цеха степень мастера. Чтобы овладеть мастерством как своим призванием, человек должен ознакомиться с иными приемами работы, через сопоставление с ними выковать свои собственные и вступить в общение с лучшими представителями своей профессии культурного мира. В современных условиях (Болонский процесс) этот обычай странствования сохраняется и возобновляется в университетах Европы: считается, что усвоение метода изучаемой науки, знакомство с научной школой возможно лишь при сопоставлении с другими научными школами. В педагогической травелогии путешествие как духовное странничество отличается от туризма и от поверхностного знакомства с учреждениями и выдающимися лицами иностранных государств. По мнению С.С. Гессена «путешествие в педагогическом смысле слова не есть пассивное созерцание чужого уклада жизни, но активное сопричастие культурной работе, совершающейся за пределами родины, погружение в самый процесс творчества иного культурного круга». Образовательное путешествие не связано необходимо с передвижением в пространстве. Можно передвигаться в простран¬стве и духовно не изменяться, как это происходит с большинством туристов. И можно духовно странствовать, не выезжая за всю свою жизнь за пределы своего родного города, как это было с Кантом.

В педагогической травелогии духовный смысл образовательного путешествия(духовного странствия) углубляется, если вместо личности отдельного человека рассматривается понятие коллективной личности народа. Это образовательное путешествие, совершаемое народами в стране человечества, можно назвать историей народа, а всю страну человечества - всемирной историей. Для народа вступление во всемирную историю - это взаимодействие с другими народами на основе культурного творчества и проявление своего собственного творчества. 

До настоящего времени педагогические сочинения мало уделяют внимания педагогической травелогии, то в литературе есть особый литературный жанр, ей специально посвященный. Это то, что принято называть термином «образовательный роман». И.В. Гете («Страннические годы Вильгельма Мейстера») считается создателем этого типа литературного произведения, в котором раскрывается педагогическая проблема образовательного путешествия через описание утопической «педагогической провинции», которую встречает на своем пути Вильгельм Мейстер. Проблема обретения человеком своего назначения есть основная проблема классического романа Гете. Личность находит себя лишь тогда, когда находит свое индивидуальное место, лишь благодаря своей работе в пределах ограниченной профессии. Духовное рождение личности, ее духовная родина отличается от случайного места ее рождения. К ней ведет долгое странствие духа, поиск человеком его призвания. Так разрешается антиномия противоположных начал «родины» и «странствия». 

Развивая идеи педагогической травелогии Гете, образовательный роман Готфрида Келлера «Зеленый Гейнрих» ставит проблему неудачно выбранного призвания. Келлер описывает условия Швейцарии, в которых родился и вырос герой его романа. Затем он описывает обстановку мюнхенского художественного мира, куда после странствий попадает Гейнрих. Автор показывает, как постепенно растет личность его героя, несмотря на разочарование в творчестве. Решение вернуться на родину, от которой он оторвался, принимается им в момент его наивысшего внешнего успеха как художника. Как свободный выбор происходит его отказ от искусства, которому он посвятил лучшие годы своей юности. Это не сламывает Гейнриха, он находит себя в общественной деятельности на ро¬дине. В заключении описывает Келлер «годы мастерства» - личность героя, вставшую во весь рост и неудачу творчества в годы странствий сделавшую источником жизненной мудрости.

Известный образовательный роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» продолжает традиции педагогической травелогии. Герой романа идет прямым путем в своем развитии. Сын бедного музыканта, он в раннем детстве уже проявляет исключительные способности. Он получает хорошее музыкальное образование. Воспитанный на классиках, он в юности переживает период «мятежа» против мещанства в жизни и в музыке. Его нигилизм укрепляется в литературных и артистических кругах прирейнской молодежи. Его собственные композиции остаются непонятыми публикой и критикой. Надежды сменяются глубоким разочарованием и отчаянием в собственных силах, от которого его спасает встреча со стариком-учителем, первым признавшим в Кристофе будущего музыкального гения. Несчастная случайность заставляет Кристофа бежать из Германии в Париж. Сначала Франция открывается ему в искаженном образе: Париж является ему в виде «рынка на площади». Встреча и дружба с молодым французским поэтом открывает ему идеальную Францию глубокого чувства, бескорыстного творчества и латинской ясности духа. Это период расцвета творчества Кристофа, но его революционный дух из простого отрицания превратился в искание нового уклада жизни. В поисках этого нового Кристоф участвует в революционном рабочем движении, после подавления которого Кристоф бежит из Франции. В Швейцарии он переживает вновь острый душевный кризис: мир открывается ему как хаос, и его охватывает страсть. Но в любви-дружбе к итальянской девушке он находит покой и мудрость. Годы странствий Кристофа кончаются. Новое поколение выступает против него как общепризнанного мастера в искусстве, он, возвышаясь над сменой поколений, занимается собственным творчеством. Так исполняется в полной мере жизненный путь Кристофа: он освоил достояние современного человечества и творчество предков, вступает в общение с будущим человечеством. 

Таким образом в педагогической травелогии «образовательный роман» по мнению С.И. Гессена лучше педагогических трактатов раскрывает сущность «основной проблемы внешкольного образования - проблемы странствия человеческой личности в ее бесконечном пути к собственному самоопределению». 

В первой (культурологической) модели педагогичекой травелоги жизнь как образовательное путешествие является объектом педагогической травелогии, а значит образовательное путешествие как форма образования представлена на всех его ступенях: начиная с аномии, продолжая гетерономией, и заканчивая автономией. Если С.И. Гессен педагогическую травелогию рассматривает как часть ступени автономии образования, то он выявляет новую педагогическую антиномию: образовательное путешествие как жизнь (целое) и образовательное путешествие как ступень автономии образования (часть жизни). Эта проблема требует теоретического осмысления и практического решения в современных условиях глобального мироустройства. 
Первая модель педагогической травелогии (понимание человека как культурного существа в традиции Канта) может быть развита и дополнена на основе теоретического осмысления и практического подтверждения второй модели педагогической травелогии (понимание человека как целостного существа в традиции Платона, Вл. Соловьева).


 





Здесь будет баннер
Международная Академиия Дискурс Исследований, 2009
620144 г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 68 info@madipi.ru
Rambler's Top100 Разработка, создание и техническая поддержка сайта
admin@apin.ru ООО "Агентство Культурной Информации", 2009